Основы развития НАУКИ

 

— одна из основных регулятивных идей познания, определявшая становление классического естествознания и продолжающая влиять на мировоззренческие позиции современных ученых. Ее истоки — в стремлении древней философии найти общее основание мирового устройства, скрытое за многообразием предметов и явлений, с которыми сталкиваются люди в своем взаимодействии с окружающей действительностью. Надежда древних мыслителей на то, что им удастся обнаружить либо некое «первовещество», проявляющееся в различных, чувственно воспринимаемых человеком формах, либо «первопринцип», определяющий общую организацию всех явлений, долгое время направляла поисковую деятельность многих поколений философов. Первые кризисы теоретического мышления были обусловлены как раз осознанием невозможности решить поставленную задачу исчерпывающим образом. Выход из сложившейся ситуации философы, со времен Сократа, стали связывать с созданием таких способов рассуждения, которые приводили бы спорящих людей к единому мнению, принимаемому в качестве истинного знания об окружающем мире. Так постепенно оформлялась проблема познавательного метода, ставшая впоследствии одним из оснований общенаучной стратегии.

         Становление классической науки во многом определялось ориентацией исследователей на разработку универсальных средств и приемов познавательной деятельности, что должно было, по их мысли, обеспечить единство любых форм активности ученых, на какую бы область ни направлялось их внимание. Не случайно главной темой уже самых первых философских концепций, занятых осмыслением опыта, накопленного собственно научной исследовательской практикой, были рассуждения о методе. Так называлось и одно из важнейших сочинений основателя рационалистической традиции в познании Р. Декарта. Наряду со своим современником Ф. Бэконом, размышлявшим об основах эмпирических методов исследования, Декарт надолго определил общий путь развития науки. Оба этих автора выдвинули идеи, влиявшие на философию науки на протяжении многих столетий и продолжающие воздействовать на современных ученых. Это во многом обусловлено их стремлением выделить такие черты специализированного познания, которые имели бы универсальный характер для всей науки в целом и позволяли бы отличать ее в общем комплексе человеческой деятельности как особый тип. И хотя Бэкон настаивал на преимуществах чувственно-практических форм взаимодействия ученых с интересующими их объектами, а Декарт считал главным средством достижения истинного знания организацию рациональных рассуждений, — оба они видели в своих программах способ превращения отдельных исследовательских усилий в целостную систему действий, регулируемую едиными правилами и принципами.

         Для представителей классической науки многие принципы, неявно заимствованные из предшествующих философских систем, представлялись выражением самого мироустройства. Идея «единообразия природы», на которой настаивал Дж.С. Милль, как и принцип «ограниченного разнообразия», сформулированный Дж. Кейнсом, стимулировали усилия по созданию «картины мира», единой для всей науки в целом. Результаты, достигнутые тогдашним естествознанием, казалось бы подтверждали обоснованность данной цели. Ньютоновская механика, лежавшая в основании самой первойсобственно научной картины мира, убеждала ученых в правомерности их устремлений, поскольку сформулированные в ее рамках законы позволяли описывать поведение объектов самой различной природы. Однако дальнейшее развитие науки постепенно привело к обнаружению таких явлений, которые не находили объяснения в привычных рамках классического естествознания. Кризисная ситуация, возникшая на рубеже 19—20 вв., сделала явной растущую специализацию исследовательской деятельности, продемонстрировала невозможность сведения различных дисциплин к какой-то единой основе. Не случайно примерно в это же время в философии неокантианства оформилась идея разделения познавательной сферы на «науки о природе» и «науки о духе». Возникло впечатление распада единой системы познания на ряд разрозненных областей, не всегда связанных между собой должным образом. Однако идея целостности науки слишком важна для всех профессиональных исследователей и потому она сохраняется до сих пор, хотя ее теоретическое обоснование периодически изменяется. Вера древних геометров в математически организованный мир сменилась представлением о Вселенной как о некоем механическом устройстве, которое, в свою очередь, было вытеснено идеей о том, что целостный характер природного мира обусловлен его субстратным, энергетическим и информационным единством. Но само представление об окружающей действительности как о целостной системе, регулируемой одними и теми же законами, остается фундаментальным принципом, определяющим всю деятельность ученых.

         Сегодня принцип « Е. н. » не имеет характера простой «идеологической» установки. О его справедливости свидетельствует то, что результаты, полученные исследователями в различных областях современной науки, существенно удаленных друг от друга, действительно обнаруживают проявление одних и тех же законов устройства Вселенной. Данное обстоятельство обусловливает одинаковую методологическую ориентацию исследователей, их стремление к созданию все более широких теоретических систем, охватывающих достаточно удаленные друг от друга области явлений. Е. н. проявляется и в возникновении проблем, имеющих комплексный характер и потому соединяющих усилия специалистов, работающих в разных дисциплинарных отраслях (напр., исследованиями по проблеме «искусственного интеллекта» занимаются математики, инженеры, психологи, лингвисты и многие другие). Таким образом, Е. н. играет роль одного из важнейших регуляторов всей познавательной сферы, с тенденцией, выражающей существенные черты науки в целом.

 

 

______________

 

 

            

 

 

    Вывод.



  Вышесказанное, есть единица информационного предмета, которая проявилась на фоне первичного замкнутого вселенского состояния. Вселенная развивалась и формировалась, как и сознание людей. После полного формирования человеческого естественного информационного обмена, необходимо полностью изменить общую программу развития наук.

 Нам открылись космические пространства в 120 раз больше прежних. Это новые естественные потоки информации, по которым и развивается новая наука планеты.

 

 

 

 

 

______________

 

 

 

 

Возникновение науки и основные этапы ее развития

 

   Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:

Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;

 Наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование (общепринятое);

  Наука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;

 Наука начинается в XVI—XVIIвв., и благодаря работам Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;

 Наука начинается с первой трети XIXв., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.

 

Возникновение науки. Наука в доисторическом обществе и древнем мире.

 В доисторическом обществе и древней цивилизации знание существовало в рецептурном виде, т.е. знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими, несистематичными, отсутствовали абстракции. К вспомогательным средством дотеоретического знания мы относим: миф, магию, ранние формы религии. Миф (повествование) – рациональное отношение человека к миру. Магия – сами действия. Магия мыслит взаимосвязанными процессами физической, ментальной, символической и иной природы.

 Основные идеи абстрактно-теоретического мышления в древнегреческой философии. В античной культуре древней Греции появляется теоретическое, систематическое и абстрактное мышление. В основе лежит идея особого знания (общее знание, первое знание). У древних греков появляется архе-первый (начало); физис-природа (то из чего происходит вещь). Начало у вещей одно, а природа различна. Это были два концентрата теоретического мышления. Там же возникли: закон идентичности, закон исключения третьего, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Это систематический подход. Первые теории создавались в философии для нужд философии. Теория начинает соединяться с научными знаниями во 2-м веке до н.э. Версии возникновения теории: уникальная экономика, греческая религия.

 Этапы развития науки:

 1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).

 А) Работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями.

 Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.

Идеалы и нормы науки: знание ради знаний. Метод познания – наблюдение.

Науч. картина мира: носит интегративный хар-р, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса.

Филос. основания науки: Ф. – наука наук. Стиль мышления – интуитивно диалектический. Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса. Ч. – мера всех вещей.

 2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи). Объект исследования – макромир (Земля и ближ. космос).

Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Индуктивно эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление объекта и субъекта.

Науч. картина мира: Ньютоновская классич. механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окр. мира и его объектов; мир – сложно действующий механизм.

Филос. основания науки: Механистический детерминизм. Стиль мышления – механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия)

научное знание ориентируется на теологизм

ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа

возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук).

 

3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.

Идеалы и нормы науки: принцип зависимости объекта от субъекта. Сочетание теоретического и практического направлений.

Науч. картина мира: формирование частно научных картин мира (химическая, физическая …)

Филос. основания науки: диалектика – стиль естественнонаучного мышления.

Культура постепенно освобождается от господства церкви.

первые попытки убрать схоластику  догматизм

интенсивное развитие экономики

лавиноообразный интерес к научному знанию.

 

Особенности периода:

научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность

попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки

начинают преобладать экспериментальные знания

наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)

начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст Конт

 

4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания.

Идеалы и нормы науки: аксиологизация науки. Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук.

Науч. картина мира: формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме (развитие – атрибут, присущий всем формам объективной реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве).

Филос. основания науки: синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифуркационность)

этап: постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.

 

 

                                Неклассическая наука.

 

           Западная философия пережила значительные изменения в последние несколько столетий. Период Просвещения является важным периодом времени для современного общества, особенно в Европе и Северной Америке, когда только начала развиваться классическая наука, техника и технологии.

 

Термин «просвещение» имеет очень глубокий смысл, общее литературное определение этого понятия в том, что это: «мудрость и понимание и способность думать и рассуждать рационально». Существуют два основных значения термина просвещения, религиозного или духовного просвещения и интеллектуального просвещения. Эпоха Просвещения, которую относят к интеллектуальному просвещению американской истории, а также истории Европы.

 

Временный промежуток периода эпохи Просвещения

 

  Эпоха Просвещения относится к временному промежутку 18-го века, а точнее периодом между Тридцатилетней войной и Великой французской революцией. Этот период вне революции, это такой период времени, когда общество развивались, изменялось мышление и особенное его образ. Разум и рациональность стали основой любой мысли. Неклассическая наука отошла на задний план. В этом глубоком процессе, власть монарха была оспорена религиозными обычаями. Этимология и этого промежутка времени, генезис этого понятия часто связывают с несколькими событиями. Многие историки считают, что после волны эпохи Возрождения, эпоха Просвещения, вызвала французскую революцию 1789 года, которая длилась до 1799.

 

Люди хотели делать то, что было правильно, а не то, что было рациональным с точки зрения власти. Некоторые исследователи констатируют тот факт, что фактически интеллектуальные изменения начались намного раньше, ещё в 1648 году, в период расцвета неклассической науки. Это было время влияния Ренессанса.

 

Приверженцы классической науки, то же Кант, также пытались найти ответ на вопрос, что такое просвещение. Кант даже опубликовал эссе, в котором попытался дать ответ на этот вопрос. Он утверждал, что человек или общество в целом было не в состоянии думать рационально или самостоятельно. Причина этой неспособности, был в страхе, неуверенности в праве образование и в какой-то степени элементарном нежелание в связи с отсутствием интеллекта.

Историческая хронология периода просвещения

 

  В исторической хронологии всех исторических общественных событий, этот период определяют, как период времени с 1648 (конец Тридцатилетней войны) до 1789 (Французская революция). Очень часто историки не могут отнести к этому периоду определённый отрезок времени. С точки зрения классической науки всё понятно, а с точки зрения метафизики и неклассической науки – это временный промежуток, который заключался в полном изменении мысли или менталитета общества, что многие считают и послужило началом эры или мировых войн.

Просветители и их вклад в развитие общества

 

  В эту эпоху началось развитие языков, таких как английский, французский и немецкий, которые стали использоваться наравне с национальными языками многих стран Западной Европы. Самостоятельно начали развиваться классические отрасли знаний, такие как литература, были расширены научные, исторические, экономические и математические области знаний, были опубликованы работы, которые значительно обогатило рациональный процесс мышления. Произведения Фрэнсиса Бэкона, часто приписывались и относились к новаторским работам эпохи, а также были важным началом новой классической науки, как одним из самых рациональных методов познания.

 

Философ Жан-Жак Руссо говорил в своих работах о широком общественном договоре, о новых политических моделях, а также неравенстве. Идеи Руссо, были под сильным влиянием французской и американской революции, не говоря уж о пробуждении свободной теории, в сознании общества. Психология человека была изображена в двух очень заметных работах философа, таких как «Диалоги о естественной религии» и «Трактат о человеческой природе». Что касается технической стороны, то Исаак Ньютон и его теории относительно физики, математики, астрономии имели очень простую логику, которая способствовала рациональному мышлению.

 

  Американская эпоха Просвещения дала миру Декларацию независимости и обобщение знаний таких мыслителей, как Томас Джефферсон, Александр Гамильтон и Джеймс Мэдисон, которые заложили основание камней современного свободного мира, которыми мы наслаждаемся сегодня. Бенджамин Франклин и его несколько работ также стали теми трудами, которыми заинтересовался Симон Боливар, борец за свободу, который думал, свободно и боролся за свободу. Все же деятели эпохи Просвещения пытались быть новаторами по отношению к тем идеям, которые проповедовали и несли в массы и это у многих получалось.

 

Философия русского космизма

 

Что такое космиз?

 

  Космизм представляет собой набор течений философской и религиозной мысли, поставив в центр своих исследований проблемы космического единства всей жизни, воли к мистическим и интуитивным знаниям внеземного пространства. Это философское направление сложилось в конце XIX века, и сегодня о космизме говорят как одним из ведущих самобытных традиций философской мысли в России. Основы "русского космизма" заложены в работах К. Э. Циолковского (1857-1935), В. И. Вернадского (1863-1945),В.С.Соловьева,С.Н.Булгакова и П.А.Флоренского и многих других .

 

 Космос, пространство, художественное и философское сознание русского космизма чаще всего является воплощением бесконечного, абсолютного, недопустимо ограниченного человеческого понимания. В совокупности, они были предметом глубокой медитации, высокого восхищения, смешанным страхом существования в мире. Главной идей русского космизма является важность миссии человека, а также слиться с природой чувством невыразимого единения с элементами мира вплоть до ее основной причиной - хаоса! Созерцательное отношение или экстатического, религиозного опыта единства человека и космоса, уходящее в древние времена, преобладающие тысячелетия и века.

 

Проекты философского русского космизма.

 

 Особое место в развитии философии русского космиза занимает ученый Н.Ф.Федоров. Для него пространство - это христианский космос. При разработке проекта регулирования, Федоров с самого начала подчеркивал неотделимость Земли из космоса, тонкие отношения происходят на нашей планете и с целой Вселенной. В двадцатом веке проводились исследования отношений Земли и космического пространства, которые после стали тенденцией во всех научных работах. Обработка больших статистических данных показали, что время стихийных бедствий, эпидемий и инфекционных заболеваний совпадают с циклами солнечной активности. А во время дальнейшего расследования было установлено: биологические и психические стороны земной жизни напрямую связаны с физическими явлениями космоса. Поэтому нужно заняться регуляцией природы.

 

 Сторонники эмоционального подхода в «русском космизме» проникнуты убеждением в космической роли человека как разума («ноосфера»), сознания природы. Те, кого больше тянуло к своим религиозным формам, верили в провиденциальный план Бога для человека - необходимость участия общества в божественной экономике, предназначены для восстановления падшей природы, мира и человека.

 

 Космизкие идеи развиты в трудах К. Горского (1886-1943) и Н. А. Сетницкого (1888-1937). Эти философы были на позициях христианского эволюционизма, утверждая, что факты про историю создания вселенной полностью не раскрыта, и борьба Вселенной продолжается. Они считают, что только через индивидуальное спасение поможет вырваться из мира. Трансформация мира требует не только внутренней силы и мужества, но и совместный труд.

  Горский думал, что сегодня мы можем сказать " о, наконец-то произошло завершение внешнего объединения человечества на всей планете". Это объединение предполагает устранение этнических и национальных сил. Н.А. Сетницкий утверждал о том, что долг перед человечеством - преобразование всего космоса, всего общества, всей человеческой природы. Но для этого мир должен готовиться к широкому распространению Евангелия.

 

 В эти дни, идея «русского космизма» привлекает внимание не только философов, но и обычных людей. Они становятся все более распространенными в общественном сознании, вызывает значительный интерес за пределами России.

 

Философия нового времени.

 

 Современная философия - категория науки, которая возникла в Западной Европе в 17 веке, и постепенно распространилась по всему миру. Это не конкретное учение или школа, это общее название для направлений целой эпохи. С 17-го и примерно по начало 20-го века начало и конец современной философии. Если любые взгляды эпохи Ренессанса является предметами для споров, так взгляды этого периода постоянно поддавались критике. Философия нового времени сменилась на философию постмодерна.

 

 

  Современники этого направления обращались к философии эпохи Возрождения и к Рене Декарту как к основателю "ранней современной философии". Может быть поэтому, так много общего таят в себе предыдущие философские положения. Декарт был во многом прав, пытаясь найти в них что-то общее. Основными фигурами в философии сознания, гносеологии и метафизики в течение семнадцатого и восемнадцатого веков были представители двух основных групп: «рационалисты», в основном философы Франции и Германии, которые утверждали, что все знания должны начинаться с определенной «врожденной идеи» порождённой разумом, в этом и была философия нового времени. Декарт, Спиноза, Лейбниц, и Николя Мальбранш были основными рационалистами. «Эмпирики», напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Основными приверженцами этой мысли были Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм.

 

 

 В конце восемнадцатого века Эммануил Кант изложил идеи новаторской философской системы, в которой утверждал, что должно существовать единство рационализма и эмпиризма. Так или иначе, он был прав.

 

 

  Идеи Канта вызвали бурю эмоций среди философов в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерные идеи идеализма состоят в том, что мир и разум в равной степени должны быть рассмотрены как похожие категории, идеи нашли своё завершение в работе Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди многих других вещей сказал, что «действительное разумно, разумное действительно». В этом также были особенности философии нового времени. Философские идеи Гегеля имели во многих своих направлениях последователей, но при этом поддавались критике.

 Шло время, наука развивалась. Серен Кьеркегор отклонил все идеи и положения систематической философии, рассматривая её как недостаточное руководство для жизни, которое теряет смысл. Для Кьеркегора, жизнь должна быть прожита, и тайна жизни должна быть решена. Артур Шопенгауэр теорию идеализма и сделал вывод, что в мире нет ничего не нужного, но бесполезно бесконечное взаимодействие образов и желаний. Он выступал в роли атеиста и пессимизма. Идеи Шопенгауэра были приняты и преобразованы Ницше, который ухватился за их различия и провозгласил на весь мир, что "Бог умер" и начал отвергать все идеи систематической философии. Ницше нашел в новых идеях не повод для пессимизма, а возможность нового вида свободы.

 

 

 Философия нового времени традиционно начинается с Рене Декарта и его изречения " Я думаю, следовательно, я существую ". В начале семнадцатого века в основной части философии доминировала схоластика, написанная богословами, а также рисунки Платона, Аристотеля. Опираясь на догмы, которые прописала философия нового времени, Декарт утверждал, что многие преобладающие в схоластике метафизической доктрины были бессмысленны или ложны. Иначе говоря, он предложил начать философию с нуля. В своей наиболее важной работе, «Размышления о первой философии», он пытается объяснить это, в шести кратких эссе. В них скрыта философия нового времени, Декарт тем не менее считал, что он не может сомневаться, так как почти все объяснимо: реальность физических объектов, Бог, воспоминания, истории, наука, даже математика, но он не может сомневаться в том, что он, по сути, сомневается. Декарт считает, что он думает, даже если это не так, и он знает, что он постоянно думает об этом. На этой основе он строит свои знания резервного копирования действительности.

 

 

 Многие считают, что основоположником и учредителем идей, которым подчинялась философия нового времени был Бэкон. Философа считают основоположником философской методологии экспериментального естествознания. Бэкон же указал на значимость жизненного опыта в постижении истины. Он считал, что философия должна носить преимущественно практический характер, и высшей целью науки является господство всесильного человека над матушкой-природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам».

 

Сайты Укр. ИЕИ

http://bog1.jimdo.com http://bog2.jimdo.com http://folt2.jimdo.com/ http://folt3.jimdo.com http://folt333.jimdo.com http://666folt999.jimdo.com http://folt4.jimdo.com http://folt5.jimdo.com
http://folt6.jimdo.com http://folt7.jimdo.com http://folt8.jimdo.com http://folt9.jimdo.com http://folt10.jimdo.com http://folt11.jimdo.com http://folt12.jimdo.com http://folt13.jimdo.com
http://folt14.jimdo.com/

http://foltkieb.jimdo.com http://folt000.jimdo.com http://folt666999.jimdo.com

IEIUK@YANDEX.RU